суббота, 18 мая 2013 г.

Мученица Вера (Самсонова)


Мученица Вера (Самсонова) 

Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского 
уезда Тамбовской губернии
*
 в семье смотрителя арестного дома Николая 
Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала 
учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в 
противоречие с ее религиозными взглядами, после того как власть в России 
захватили безбожники. Глубоко верующий и просвещенный человек, она 
ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и 
Церковью. В конце двадцатых годов Вера была избрана старостой Пятницкой 
церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском 
монастыре в Касимове. 
Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян – 
почитателей блаженной Матроны
**
, жившей в деревне Анемнясево Касимовского 
района, и царевича Иакова, скончавшегося в ХVII веке и погребенного на 
территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и сама блаженная. 
Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД 
написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает 
уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по 
верующим»
1

Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в 
Бутырскую тюрьму в Москве. 
– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского 
царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь. 
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до 
последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в 
панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем 
Правдолюбовым. 
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова. 
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По 
их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды. 
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что 
вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну 
следователь. 
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, 
почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее 
квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю. 
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, 
посещающих ее квартиру. 
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и 
окрестных селений. 
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти. 

*
 Ныне Пителинский район Рязанской области. 
**
 Матрона (Белякова), исповедница; память 16/29 июля. – Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где 
я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и 
верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих 
– закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским 
святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не 
согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в 
результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают 
надлежащего религиозно-нравственного воспитания. 
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались 
тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей... 
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из 
школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на 
квартирах родителей. 
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича 
Иакова? 
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, 
бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними 
вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... 
В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса 
виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича 
Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу. 
16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, 
и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной 
деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, 
«являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в 
контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского 
царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных 
исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в 
преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного 
кодекса...»
2


2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру 
Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она 
была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда 
прибыла 30 августа 1935 года. 
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она 
тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет 
при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера 
скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 
1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая 
этот суровый и прекрасный край.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». 
Тверь. 2008. С. 6-8 Библиография 
УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719.
Примечания 

1
 УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1, л. 5. 
2
 Там же. Л. 231.

Комментариев нет:

Отправить комментарий