суббота, 18 мая 2013 г.

Свщмч Михаил (Марков)


3 (16) июня
Священномученик
Михаил (Марков)

Священномученик Михаил родился 4 ноября 1881 года в селе Горетово
Можайского уезда Московской губернии в семье священника Михаила Маркова.
В 1899 году Михаил окончил Звенигородское духовное училище, в 1905-м –
Вифанскую Духовную семинарию1. В течение двух лет, с 1905-го по 1907 год, он
был учителем церковно-приходской школы в Гуслицком округе Богородского
уезда; с сентября 1907-го по январь 1909-го – преподавал Закон Божий в
Московской Даниловской церковно-приходской школе при Обществе трезвости.
15 декабря 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский)
рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Горетово на место
почившего отца. В 1909 году отец Михаил был назначен заведующим
Авдотьинской и Горетовской церковно-приходскими школами, с 1912-го по 1914
год он преподавал Закон Божий в Хотиловской и Троицкой земских школах, был
членом благочиннического совета 3-го округа Можайского уезда. В 1913 году
прослушал миссионерские курсы в городе Можайске2.
Прихожане Троицкой церкви хорошо знали его отца-священника, знали с
детства и его самого, и с молодым священником у них вскоре сложились добрые
отношения, и они готовы были откликнуться на любую его просьбу.
А просьбы во время все жесточающих гонений с приходом к власти
безбожников становились все более серьезными. В 1929 году местные власти
попытались закрыть храм. Они потребовали от священника уплаты страховки за
здание храма, предполагая, что тот не сумеет собрать нужных средств. Но отец
Михаил обратился к прихожанам с просьбой о помощи, и требуемая сумма была
выплачена. Тогда священника арестовали и обвинили в том, что он занимается
принудительным сбором «в пользу церковных и религиозных групп»3.
Законодательство предполагало за такого рода преступления исправительные
работы до шести месяцев или штраф до трехсот рублей, но отец Михаил был
приговорен к восьми годам ссылки. Приговор, однако, как формально не
соответствующий закону, вскоре был отменен, и наказание ограничено выплатой
трехсот рублей штрафа.
В феврале 1933 года сельсовет издал постановление о закрытии Троицкой
церкви. Священник не согласился с ним и послал членов церковного совета с
ходатайством об отмене неправого решения в Москву. Отцу Михаилу и на этот
раз удалось отстоять храм от закрытия. Тогда 11 марта 1933 года власти
арестовали пастыря и заключили в тюрьму в городе Можайске.
Свидетелями обвинения против него выступили инициаторы закрытия
храма – секретарь сельсовета и председатель колхоза. Секретарь показал, что
священник «ко всем проводимым на селе мероприятиям советской власти
настроен явно враждебно; используя как орудие борьбы с последними церковь...
в период церковной службы среди посетителей церкви говорил: “Православные
граждане, коммунисты нам не дают спокойно жить, они совершенно нас душат
своими налогами и сборами, житья совершенно не стало...”»4.
Вызванный на допрос, отец Михаил показал: «На советскую власть я смотрю
как религиозник и считаю, что советская власть, так же как и остальные власти, от
Бога... Помимо церковных служб, в нашей церкви часто собирались совещания
членов церковного совета, на которых по их просьбе присутствовал и я, но с
правом совещательного голоса. На совещаниях церковников ставился ли вопрос о
колхозном строительстве и вообще о власти, я не помню, но в период моего
присутствия этого не было. В предъявленном мне обвинении виновным себя не
признаю»5.
22 апреля 1933 года тройка при ПП ОГПУ приговорила отца Михаила к трем
годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в
Карагандинский лагерь в Казахстан. Через год, 29 апреля 1934 года, тройка ОГПУ
заменила ему заключение в лагере ссылкой в Казахстан на оставшийся срок.
Вернувшись из ссылки в 1936 году, он поселился в родном селе; 25 апреля
1937 года его назначили служить в Преображенский храм в селе Горячкино
Можайского района, где отец Михаил проявил себя как ревностный пастырь.
Увидев, что храм давно не ремонтировался, он, несмотря на гонения, собрал
средства и отремонтировал его. Церковный совет всегда шел навстречу просьбам
священника и в июле 1937 года разрешил ему накосить травы. Власти попытались
привлечь священника за это к ответственности, но, благодаря заступничеству
крестьян, это им тогда сделать не удалось.
Отец Михаил был арестован 29 ноября 1937 года и заключен в можайскую
тюрьму. После его ареста на допросы стали вызываться свидетели.
Председатель колхоза показал: «До Маркова в селе Горячкино служил
священник... который совершенно не имел никакого влияния среди колхозников,
какового верующие выгнали. Но когда стал служить в церкви священник Марков,
то стало для каждого заметно, что Марков завоевывает авторитет среди
верующих... С момента службы Маркова участились случаи невыхода на
колхозную работу отдельных колхозников в дни службы в церкви. Из разговоров
колхозников можно слышать, что Марков хороший священник, который крепко
стоит за религию и дает им напутствие, чтобы не забывали Бога. 20 июля Марков,
не спросив разрешения у правления колхоза, самовольно скосил 0,75 га сенокоса,
на что составлен был акт, как на самовольное сенокошение. Но когда Маркову
предложили это сено сдать в колхоз, то Марков заявил: “Вы мне запишите за
работу, так как не по моей вине был скошен сенокос, мне его отвел церковный
совет... Я для советской власти не батрак и поэтому прошу мне за труды
заплатить”. Защищать Маркова ко мне пришла гражданка из деревни Грязи
Богданова, которая мне прямо заявила: “Вы какое имеете право обижать нашего
священника? Мы вас под суд отдадим за такие безобразия. Священник этот не
ваш, и он вам не мешает, а нам он нужен, поэтому дайте ему свободу действий в
его службе и не притесняйте его...”»6.
4 декабря следователь допросил отца Михаила и, узнав, кого из
священнослужителей он знает, спросил:
– С кем из них имеете хорошие связи?
– Я ходил часто молиться в глазовскую церковь и иногда бывал у
священника Петра Николаевича Голубева*.
– Цели ваших встреч?
– Ходил молиться в глазовскую церковь, после этого меня приглашал
священник Голубев пить чай, и я у него просиживал минут тридцать.
– С кем вы имели связь в селе Горячкино?
* Священномученик Петр (Голубев); память 21 июля/3 августа.
– Связь в селе Горячкино по делам службы я имел с председателем
церковного совета Матреной Богдановой.
– На каких основаниях вы скосили колхозный сенокос?
– Я скосил сенокос по распоряжению председателя церковного совета
Матрены Богдановой. От сельсовета мне не было дано разрешения.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели среди населения?
– Я антисоветской агитации среди населения не вел, так как за это могут
посадить в тюрьму.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам
заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Мариинский
лагерь в Кемеровской области.
Священник Михаил Марков скончался через полгода, 16 июня 1938 года, в
Мариинском лагере и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь».
Тверь. 2008. С. 13-16

Библиография
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии.
Дополнительный том III. Тверь, 2005. // Составитель жития священник Максим Максимов.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-1479, д. П-18809.
Примечания
1 Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917
годов (краткий генеалогический справочник). М., 1999. С. 24.
2 ЦИАМ. Ф. 1371, оп. 1, д. 38, л. 52 об-54.
3 УК РСФСР. М., 1948. С. 69.
4 ГАРФ. Ф. 10035, д. П-1479, л. 6 об-7.
5 Там же. Л. 5.
6 Там же. Д. П-18809, л. 9-10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий