суббота, 18 мая 2013 г.

Мч Василий Иванов


4 (17) февраля
Мученик Василий (Иванов)

Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца
Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его
кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней
постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был
собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило
ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года,
когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были
важны для него – заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и
владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, – а
спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против
Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма.
Узнав, что он не только бывший домовладелец, но и церковный староста,
который поддерживает связи с высланными крестьянами, сотрудники ОГПУ под
предлогом, что Василий Сергеевич будто бы ведет среди прихожан и жильцов
дома контрреволюционную агитацию, 26 марта 1932 года арестовали его и
заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Отвечая на вопросы следователя, Василий Сергеевич сказал:
– Я, находясь в церковном совете, исполнял обязанности церковного
старосты. В жизни церкви я принимаю активное участие как истинно верующий
христианин.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? –
спросил следователь.
– Нет, не признаю.
В качестве свидетеля был вызван житель дома, он показал: «Иванова я знаю
с 1916 года. Я переехал в этот дом, когда Иванов был владельцем этого дома...
Иванов человек очень скрытный, безусловно, настроен против советской власти...
принимает активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но
больше он сам ходит к попам»1.
22 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила Василия Сергеевича к трем
годам ссылки условно; он был освобожден из-под стражи и вернулся домой. Жил
он в то время в одной из квартир принадлежавшего ему когда-то дома на
Большой Калитниковской улице. Расположенный рядом с домом на
Калитниковском кладбище храм был захвачен обновленцами, и Василий
Сергеевич был прихожанином и членом церковного совета храма Вознесения на
Гороховской улице.
Во время разгрома Церкви в конце тридцатых годов, когда арестовывались
не только священно- и церковнослужители, но и многие из верующих мирян,
сотрудники НКВД составили справку, в которой писали, что Василий Сергеевич
«среди населения распространяет контрреволюционные провокационные слухи о
якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели
советской власти, а также проводит денежные сборы для оказания материальной
помощи высланным за контрреволюционную деятельность духовенству и
монашеству»2.
По этой справке Василий Сергеевич был 18 января 1938 года арестован и
заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января следователь во время допроса
спросил:
– Чем вы занимаетесь в данное время?
– В последнее время я, как верующий человек, исправляю должность
церковного старосты в церкви на Гороховской улице.
– Почему вы не участвуете в жизни церкви, которая расположена рядом с
вами, и оказались... в церкви, которая расположена на противоположном конце
города?
– Я принадлежу к течению православных христиан, церковь же,
расположенная рядом со мной, принадлежит к течению обновленческому,
которое я не признаю, а поэтому я оказался избранным в той церкви, в которой я
бываю и которую признаю.
– У вас при обыске изъят альбом бывшей царской семьи Романовых. Кому
принадлежит этот альбом?
– Альбом с портретами бывшего царя Николая Романова, а также и других
членов бывшего царского дома Романовых принадлежит мне.
– В каких целях вы хранили у себя альбом с портретом бывшего царя и
членов его семьи?
– Я по своим политическим убеждениям являюсь монархистом, что
соответствует моему религиозному убеждению, так как Православная Церковь
царя считает помазанником Божиим; из уважения к этому я и сохранял у себя
портреты бывшего царя и членов его семьи.
– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я признаю, как власть всякую, и ей подчиняюсь.
– Вы полностью разделяете мировоззрение советской власти?
– Полностью мировоззрений советской власти я разделить не могу,
поскольку я человек верующий, а советская власть – власть безбожная и
отрицающая Бога.
– Что вы по данному вопросу говорили окружающим?
– Об отношении советской власти к религии я с окружающими ничего не
говорил, потому что они сами видят, какое отношение советской власти к Церкви,
религии и верующим.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих
распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы
имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
– Я не отрицаю того, что считаю: со стороны советской власти на религию и
верующих идет гонение, – но об этом я никому не говорил, это лишь мои
внутренние убеждения.
– Вы выражали недовольство советской властью?
– Недовольство советской властью я не выражал.
– Следствию известно, что вы своим знакомым говорили, что советская
власть всех разорила. Почему вы скрываете это от следствия?
– Я не говорил, что советская власть всех разорила.
3 февраля были допрошены два жителя дома, в котором жил Василий
Сергеевич; они показали, что он «человек религиозный до фанатизма. Среди
окружающих лиц распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы
имеющемся гонении на духовенство и верующих в Советском Союзе. Он говорил:
“До чего мы дожили, за каждое слово сажают в тюрьму, а после подвергают
пыткам; если ты верующий, то тебя за это также арестовывают и сажают в
тюрьму, а после высылают в отдаленные места Советского Союза”»3.
14 февраля тройка НКВД приговорила Василия Сергеевича к расстрелу.
Ктитор храма Вознесения на Гороховом поле Василий Сергеевич Иванов был
расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на
полигоне Бутово под Москвой.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль».
Тверь. 2005. С. 148-151

Библиография
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии.
Дополнительный том I. Тверь, 2005. / Составитель жития священник Максим Максимов. С. 53-56.
ГАРФ. Ф. 10035, д. 22985, д. П-38907.
Примечания
1 ГАРФ. Ф. 10035, д. П-38907, л. 6-7.
2 Там же. Д. 22985, л. 2.
3 Там же. Л. 19.

Комментариев нет:

Отправить комментарий