пятница, 17 мая 2013 г.

(свт Лука) "Разработка" Док №46 - Из докладной записки начальника Управления МГБ СССР по Крымской области в МГБ СССР 2 апреля 1949г


№46
Из докладной записки начальника Управления МГБ СССР по Крымской области в МГБ СССР
2 апреля 1949г.
<...> По разработке архиепископа Луки добыты данные о том, что он среди окружающего его духовенства ищет нашу агентуру, так, например:
2 марта сего года Лука вызвал к себе вечером нашего источника «Зайцева», сразу же при его входе задал ему
вопрос:
«... Скажи мне, ты работаешь тайным сотрудником
МГБ или нет?»
На вопрос Луки источник ответил:
«... Дорогой владыко, я служитель Христов и не по­нимаю, о каком сотрудничестве Вы меня спрашиваете».
Выслушав «Зайцева», Лука заявил:

222
223


СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ
«... Так слушай, я тебе разъясню: чекисты, переодетые в гражданское платье, а иной раз и не переодеваются, вы­зывают людей, которые слабы духом и силой воли, и их очень ласково начинают упрашивать, а иной раз предла­гают со всякими угрозами — заставляют работать у них тайными сотрудниками, говоря им: ведь вы должны быть преданными патриотами своей Родины и должны вы­давать нам изменников. Вот таким образом и ведется работа среди массы народа. И вот они, эти люди, должны составлять конспекты и подписывать кличкой, которую им дают, и вечером в определенное время должны яв­ляться, где ожидает их чекист.
Вот я приведу тебе пример: в городе Ташкенте, где я служил, у меня в соборе был протодьякон, правда, это было во время обновленчества, который работал тайным агентом, и у него была кличка "Дохлая крыса", и он так работал, а когда меня арестовали, то в камере, встретив­шись со мной, этот протодьякон, оправдываясь, говорил: "Что ж, владыко, они меня заставляли работать". Да, мно­го было и сейчас есть архиереев и священников, которые так работают».
На вопрос источника, как же они служили Богу, Лука, засмеявшись, ответил:
«А так и служили, и у нас в соборе немало таких, даже среди духовенства. Таким образом эти мерзавцы вызы­вают и отбирают подписку о сотрудничестве, а как дал подписку, так и пропал».
Выслушав Луку, источник заявил:
«... Меня пока Бог миловал, еще не вызывали, да и во­обще, я не способен на это, ведь для этого, вероятно, есть особые люди. Вы, владыко, меня прямо напугали».
Засмеявшись, Лука предупредил:
«... Мой дорогой! Если эти сволочи тебя вызовут, смот­ри, не давай подписки, а пошли их ко всем чертям. Смело скажи им: я работать вам не буду, как это было однажды со мной, а ты еще молод и неопытен, и в жизни они могут что угодно сделать. Эти антихристы подкупают не таких, а от меня, как горох от стенки, отскочили. Теперь нужно

№46

бояться своей тени, не только окружающих тебя. Собор наш полон шпионов».
«Зайцев» перекрестился и ответил Луке:
«... Спасибо, владыко, что предупредили, теперь я буду осторожен».
После этого разговора Лука снова предупредил «Зай­цева»:
«... В случае чего — никаких подписок, а посылай их ко всем дьяволам».
На следующий день Лука вызвал к себе других служи­телей собора.
23 марта сего года по случаю болезни Луки его квар­тиру посетил уполномоченный по делам Русской Право­славной Церкви тов. Жданов. В процессе беседы о цер­ковных делах Лука рассказал о своих проповедях, что его проповеди записываются. В Тамбове запись вела стено­графистка. Тамбовских проповедей у него большой том, более 200 шт., а здешних, крымских, у него два тома, что он в своих проповедях иногда выступает против материа­лизма, при этом он заявил:
«... Хотя это вам, коммунистам, и не нравится, но ниче­го поделать нельзя, вы, коммунисты, ведете антирели­гиозную пропаганду, а я — религиозную. Выступал про­тив материализма в своих проповедях и буду выступать, я говорю проповеди строго по Евангелию, а в Евангелии есть места против материализма. Многие проповедни­ки в своих проповедях об этих острых местах умалчива­ют и их обходят, но я этого никогда не делал и делать не буду. Я знаю, что за моими проповедями следят из МГБ, и очень аккуратно, и там в моих проповедях ничего предосудительного не находят. Но если коммунистам не по душе, то ничего тут не поделаешь».
В заключение Лука сказал:
«... Не пора ли мне уезжать из Крыма? Здесь я многим, как видно, не нравлюсь, мешаю, надоел, и они рады были бы от меня избавиться»,— и тут же, смеясь, он заметил: "если перейду в другое место, получится то же самое, мно­гие будут недовольны"».

224
225

Комментариев нет:

Отправить комментарий