вторник, 28 мая 2013 г.

Итоги переписи 1937 г. - религиозность населения

http://rusk.ru/st.php?idar=6091

Вестник Русской линииЗинаида Пейкова01.02.2002 

КОЛИЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ


Пейкова З.И., старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук
Религиозность является сложным социокультурным и духовным феноменом, пронизывающим как индивидуальную, так и общественную жизнь, поэтому для своего адекватного объяснения она нуждается в множестве показателей, целой их системе. Однако в настоящее время, к сожалению, используется весьма небольшое их число. Из всех показателей уровня развития социальной сферы вообще, и религиозной в том числе, наиболее предпочтительными являются показатели, фиксируемые переписями населения. Переписи способны давать намного более объективные и надежные данные, чем прочие источники информации, в том числе социологические опросы. В некоторых странах религиозность изучается одновременно и в переписях, и в опросах, и полученные данные сравниваются между собой. Однако в российских переписях населения учет религиозной принадлежности отсутствует, и это служит серьезным препятствием для анализа происходящих у нас религиозных процессов.
Справедливости ради надо сказать, что попытка провести в России перепись, в переписной лист которой был включен вопрос о религии, имела место в 1937 г. Сведения о результатах, собранных в то время, долгое время были недоступны широкой общественности и лишь в 1990 г. увидели свет в журнале "Социологические исследования" в рубрике "Публикуется впервые" [1]. Учитывая уникальность этой информации, приведем небольшие выдержки из ее итоговых материалов, касающихся религиозности населения [1, N 7, с.68; 2, с.106-107]. Для большей наглядности дополним имеющиеся в переписи данные о религиозности грамотных и неграмотных суммой этих двух категорий населения, а также подсчитаем соответствующие процентные соотношения (табл. 1)
Данные переписи населения СССР 1937 г. о составе населения СССР по религии
Неверу-
ющие
ПравославныеАрмяно-
грегориане
КатоликиПротестантыХристиане прочих направленийМагоме-
тане
ИудеиБуддистыШама-
нисты
Прочие и неточно обозначенныеНеизвестноВсего
Неграмотные46320121717333689784157838540701244475797492922076006816652157329816663929937843
%15,557,40,30,50,20,419,40,30,20,15,30,6100
Грамотные3761120224448236523153268934038152684922459058188905220714292196378072423068473289
%54,935,70,10,50,60,43,20,30,030,0062,91,1100
Грамотные + неграмотные422432144162157214209941667745788539293979565502811128213920944353707889086998411132
%42,942,30,10,40,50,48,10,30,10,023,60,9100
Предпринятая в 1937 г., в исторических условиях отчаянной борьбы с религией попытка исследовать состояние религиозности явно не оправдала возложенных на нее надежд и не продемонстрировала успехов атеистической идеологии и богоборческой политики. Напротив, она показала высокий уровень религиозности народа, переживавшего в то время уже 20-й год кровавого безбожного террора. Более того, обнаружилась неестественно высокая смертность населения России, значительно превышавшая среднеевропейскую. Все это с неизбежностью привело к тому, что перепись была признана Постановлением СНК СССР от 26 сентября того же года дефектной, решено было засекретить ее материалы и в кратчайшие сроки провести новую перепись, что и было осуществлено в 1939 г. Впоследствии вопрос о религиозности российского населения в переписях больше никогда не поднимался на протяжении всего ХХ века.
Материалы этой легендарной переписи хранятся в архиве [3] и ждут своего исследователя, здесь же заметим только поразительное сходство данных о религиозности населения России в том кровавом году и в наши дни: около 40% неверующих и примерно столько же православных, а также очень низкий удельный вес представителей других достаточно многочисленных вероисповеданий. Также обращает на себя внимание то, что до наших дней используется нехитрое изобретение 1937 года, предназначенное для снижения числа религиозных людей: сначала поставить опрашиваемого перед выбором "верующий или неверующий", а уже затем спросить о том, к какому вероисповеданию он принадлежит. Именно благодаря этому изобретению сходятся данные тех дней и наших: они затрагивают лишь самый поверхностный слой религиозных убеждений, выявляя лишь уровень готовности людей назвать себя верующими в тех или наших конкретных исторических условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий