среда, 27 марта 2013 г.

Свщмчч Александр (Смирнов) и Феодор (Ремизов) Вышегородские



Священномученики Александр (Смирнов) и Феодор (Ремизов): зверски убиты «на всякий случай»

14 ноября (1 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь вспоминает священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова). Священники подмосковного села Вышегород, в 1918 году они были зверски убиты карательным отрядом латышей. Расправа над ними была невероятно жестокой и ничем не обоснованной, невиновность священников признали даже местные большевики.
Казанский храм г.Реутова, где покоятся мощи священномучеников Александра и Феодора. Источник: temples.ru
Казанский храм г.Реутова, где покоятся мощи священномучеников Александра и Феодора. Источник: temples.ru

Праздник на селе

14 ноября 1918 года в сельском храме села Вышегород Верейского уезда Московской губернии отмечался престольный праздник — память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. На торжество съехались духовенство и миряне со всей округи. После литургии и молебна состоялась общая трапеза. Накрытые столы, славословия, песни… Казалось, ничто не предвещало беды.
Вышегородцы привыкли с спокойной, размеренной провинциальной жизни. Когда-то в XIVвеке здесь был город, так называемый «Вышгород московский», о чем напоминали развалины древнего городища в стороне от села. В XVIII веке Вышегород потерял прежнее значение и превратился во владельческое село графов Шуваловых. Деревянная Ризоположенская церковь была построена здесь еще в 1791 году местной графиней Екатериной Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один — во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой — во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
К началу XX века село было уже бедное, отдельных домов для священника и псаломщика при храме не было, и церковнослужители жили в наемных сырых и холодныхкрестьянских избушках. Помещения эти, как сообщали клировые ведомости, едва ли были пригодны для жилья, но «за неимением других свободных приходилось причту с семействами ютиться в таких».
Настоятелем Ризоположенской церкви чуть больше года назад, в 1917-м, был назначен молодой иерей Феодор Ремизов. Отец Феодор был потомственным священником, он родился в семье иерея Николая Ремизова и был рукоположен в «революционном» 1917-м году. Он пришел служить в этот бедный приход на место своего брата, священника Александра Ремизова, у которого с женой Александрой было шестеро детей. Жить такой большой семье при Ризоположенской церкви было негде, и отец Александр перевелся на другой приход (а у отца Феодора детей еще не было).
Икона священномученика Феодора (Ремизова). Источник: petr-icons.ru
Икона священномученика Феодора (Ремизова). Источник: petr-icons.ru

Снять рясу, остричь волосы

14 ноября молодой отец Феодор был хозяином праздника. Среди гостей был и настоятель другого вышегородского храма, Крестовоздвиженского — иерей Александр Смирнов. В 1918 году отцу Александру было 43 года. У него была супруга и двое детей — старшая дочь Елена и младший сын Александр.
Выпускник Московской духовной семинарии, несколько лет после выпуска он работал учителем Закона Божия в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. Затем женился, принял в 1903 году священный сан и с тех пор служил в Вышегороде.
Каменный Крестовоздвиженский храм, расположенный на древнем вышегородском городище, где служил отец Александр, был также построен в XVIIIвеке на средства графов Шуваловых. Приход отца Александра к началу XXвека тоже был бедным и не мог построить священнику жилье, но в 1913 году местный благотворитель, помещик Шлиппе бесплатно предоставил семье священника квартиру в своем доме.
Священник Александр Смирнов. Фото: pstbi.ru
Священник Александр Смирнов. Фото: pstbi.ru
У отца Александра был очень красивый и сильный голос, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов, — но он отказывался покинуть свой приход. К службе отец Александр относился трепетно, всегда неукоснительно соблюдал церковный устав, за что его уважали не только собственные прихожане, но и старообрядцы, которых в Верейском уезде до революции проживало множество.
Отец Александр уже пережил один конфликт с безбожным режимом. В 1918 году был издан декрет об отделении Церкви от государства, и местные власти потребовали от священника, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы — по-видимому, считая, что сам по себе священник, свободно идущий по улице уже есть форма христианской проповеди. Однако отец Александр посоветовался со старцем-духовником и не стал выполнять предписания. На вопрос, почему, он отвечал, что распоряжение это беззаконно и он должен поддерживать традиционный облик православного пастыря.

Мертвый милиционер

Трапеза и беседа шли своим чередом…. Впрочем, светлая радость праздника омрачалась тревожными вестями. Священники и прихожане не могли не знать, что накануне в селе произошло убийство. Крестьяне, возмущенные жестокостью сельского милиционера Мужерова, не найдя на него управы у местных советских начальников, совершили самосуд и убили его. Реакция советской власти была незамедлительной. За смерть милиционера была назначена месть. Из Москвы в уезд был послан карательный отряд латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян.
Праздник у Ризоположенской церкви закончился, священники и прихожане разъехались по домам. В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд.
По пути карателям повстречался церковный сторож, и красноармейцы зарубили его шашками. Далее в Вышегороде началась кровавая резня. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. По-видимому, «заодно», для пущего устрашения, каратели решили разделаться и с прочими представителями местной «контры». Так приняли мученическую смерть священники Феодор и Александр.

«Начальник не может ждать!»

Священников было решено убить «просто так», безо всякого повода. Даже формального обвинения в «контрреволюционной деятельности» отцу Александру и отцу Феодору не предъявили. Тем более не было какого бы то ни было суда или следствия. Расправа с ними была ничем необоснованной и невероятно зверской.
Узнав, что отец Александр дома, каратели подослали к нему свою сообщницу — местную фельдшерицу. Фельдшерица попыталась выманить священника из дома и пригласила его в сельсовет.
— Зачем я пойду? — прямо и просто ответил священник, — Я ни в чем перед властью не виноват.
— Как хотите, — ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.
Жена отца Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь.
Отец Александр открыл, дом наполнился вооруженными латышами.
— Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.
— Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, — ответил священник.
— Но начальник не может ждать!
Сопротивляться было бессмысленно. Помолившись, отец Александр надел рясу, шапку и вышел на улицу.
Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок. Держа в руках горящие свечи, каратели повели отца Александра на казнь.

«Знайте, что вы все скоро погибнете…»

Вместо сельсовета отца Александра повели к выезду из села, по дороге на Новую Борисовку. По пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, также арестованного, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
Икона священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова. Источник: pstbi.ru
Икона священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова. Источник: pstbi.ru
— Тогда надо помолиться, — сказал отец Александр.
— Молись, — разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Через некоторое время отец Александр произнес:
— Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Тогда палачи выстрелили ему в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
После этого палачи приступили к отцу Феодору. Священник стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Отец Феодор был еще жив, но каратели не стали добивать его и поспешили покинуть скорее место казни.
Проезжая через деревню, латыши бросили крестьянам:
— Ну и поп этот ваш Александр, никогда еще таких мы не видели.
И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил.
Слова отца Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым восставшими крестьянами.
Свидетелями мученической кончины священников были несколько горожан, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, но как только каратели уехали, опрометью бросились бежать. Лишь через некоторое время они рассказали деревенским о том, что было.
На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он побежал за подмогой, но когда вернулся, отец Феодор уже скончался.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни нового антибольшевистского выступления поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.

Память

В двадцатых годах дом в Вышегороде, где жила семья отца Александра Смирнова, был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография отца Александра, обгоревшая по краям…
Рака с мощами священномучеников Александра и Феодора в Казанском храме г.Реутова. Источник: reutov-hram.ru
Рака с мощами священномучеников Александра и Феодора в Казанском храме г.Реутова. Источник: reutov-hram.ru
Храмы Вышегорода, где служили отец Александр и отец Феодор, до наших дней не сохранились — они были уничтожены в годы хрущевских гонений. В начале 1980-х годов была разрушена и единственная оставшаяся в селе православная часовня. С тех пор в Вышегороде нет ни храма, ни священника.
Мощи священномучеников были найдены верующими на местном кладбище 8 октября 1986 года.
На Архиерейском Соборе 2000 года священники Александр и Феодор были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
По благословению Патриарха Московского и всея РусиАлексия II и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове Московской области, где в 2001 году был освящен придел во имя новомучеников и исповедников Российских.
Читайте также:



Проект «Ревнитель православного благочестия», Барнаул, 2004-2010.

Новомученики

1 ноября (14 ноября)

Священномученики Александр (Смирнов) и Феодор (Ремизов) Вышегородские

Священник Александр Смирнов родился в 1887 году и служил в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. За простоту в обращении и милосердие был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.
В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, подобный антихристианским эдиктам языческих императоров, ставивших своей целью уничтожение Церкви. Декрет запрещал любую форму проповеди, в которую было включено даже и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали.
Местные власти потребовали от о. Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником о. Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. В отместку из Москвы был послан отряд карателей-латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были самой жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. И только отречение от Бога могло спасти жизнь.
В храме Космы и Дамиана, расположенном неподалеку от Вышегорода, служил о. Феодор Ремизов. 14 ноября здесь был престольный праздник, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.
В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд латышей. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его.
Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены.
Узнав, что о. Александр дома, каратели послали к нему фельдшерицу, чтобы она пригласила его в сельсовет.
- Зачем я пойду? - прямо и просто ответил священник. - Я ни в чем перед властью не виноват.
- Как хотите, - ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.
Жена о. Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь. Отец Александр открыл, и сразу же вооруженными латышами наполнился дом; они потребовали:
- Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.
- Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, - ответил священник.
- Но начальник не может ждать! - со злобою и угрозами приступили они. И уже сами брали и зажигали свечи потолще.
Делать нечего, да будет воля Твоя! Помолившись, он надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу. Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок, и из тьмы светом, символом земной чистоты, разливалась вокруг белизна. Держа горящие свечи, палачи вели о. Александра по направлению к сельсовету, участь его была решена. Как живого покойника, предназначенного для погребения, сопровождало его кощунственное шествие истязателей. Им хотелось надругаться над ним, осыпать насмешками, но они не посмели, смутились, въяве ощутив благодатную силу идущего рядом священника.
На пути они встретили идущего под конвоем о. Феодора и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
- Тогда надо помолиться, - сказал о. Александр.
- Молись, - разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Блаженна и свята кончина мучеников, и светозарен непорочный Христов жребий. Получив уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мученического венца, и даже о ближайшей участи палачей, о. Александр сказал:
- Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой, отсекший затылок. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
Но диво! Священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к о. Александру вплотную, ударом в сердце его умертвил.
После этого палачи приступили к о. Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая - в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать: таково было впечатление от убийства безвинных священников, что каратели спешили покинуть скорей место казни:
Крестьянам в деревне они говорили:
- Ну и поп, этот Александр, никогда еще таких мы не видели.
И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил.
Слова о. Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу о. Феодора. Неподалеку обнаружил тело о. Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, о. Феодор уже скончался.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
На девятый день после кончины о. Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
В двадцатых годах дом священника был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография о. Александра, обгоревшая по краям.
Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

----------------------------------------------------------------------------

Источник:



Священномученики Александр Смирнов и Феодор Ремизов пресвитеры (1918).

Память 14 ноября (1 ноября по церковному календарю).
Священномученик Александр Смирнов родился в 1875 году, окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать законоучителем в церковноприходской школе в Дмитровском уезде Московской губернии.
В 1903 году он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда. Храм этот был построен в 1754 году графом Шуваловым. В 1913 году стараниями местного помещика при храме был выстроен дом для псаломщика, а священник жил в помещении, принадлежавшем тому же помещику, бесплатно. При приходе были церковноприходская и земская школы, в которых отец Александр был законоучителем.
Батюшка был любим своими прихожанами за простоту в обращении и милосердие. Когда кому-нибудь требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял отец Александр церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых было много в Верейском уезде.
В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства. Декрет запрещал любую форму проповеди, в которую было включено даже ношение священником рясы вне храма.
Местные власти потребовали от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим духовником, отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. Тогда из Москвы был послан отряд карателей-латышей. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. Но этого было недостаточно для показательной акции устрашения, надо было еще совершить самое страшное убийство – убийство священнослужителя, чтобы никто не сомневался, что новая власть ни перед чем не остановится, даже перед священным саном.
Каратели ворвались в дом отца Александра, арестовали его, и повели на расстрел. По пути к отцу Александру присоединили и арестованного отца Феодора Ремизова.
Священномученик Феодор Ремизов был рукоположен во священника к Ризоположенской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Деревянная церковь была построена в 1791 году графиней Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой — во имя бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана. Домов для священника и псаломщика не было, и они жили в наемных крестьянских избах.
14 ноября 1918 года, в престольный праздник — память святых Космы и Дамиана, в село Вышегород въехал вооруженный отряд латышей. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его. А затем арестовали отца Феодора.
Священникам Александру Смирнову и Феодору Ремизову объявили, что они будут немедленно казнены.
— Тогда надо помолиться, — сказал отец Александр.
— Молись, — разрешил начальник отряда.
После молитвы отец Александр сказал:
— Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Сразу после этих слов священника палач взмахнул шашкой и рассек ему голову. Отец Александр упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Тогда каратели выстрелили ему в голову.
После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, дважды выстрелили в него. Еще живого отца Феодора каратели бросили на месте казни, так как спешили вернуться в село.
Крестьянам в деревне палачи смеясь рассказывали, как они убивали их пастыря:
— Ну и поп, этот Александр, никогда еще таких мы не видели.
Слова отца Александра о скорой гибели красных латышей скоро исполнились – через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен.
На следующий день после казни священников были обнаружены их тела. Причем отец Феодор был еще жив и скончался когда его нашли.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности убитых.
Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены в 1986 году.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ АЛЕКСАНДРА (СМИРНОВА) И ФЕОДОРА (РЕМИЗОВА)

Священномученик Александр (Смирнов)
Cвященномученик Александр родился в 1875 году в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году Александр Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1903 году он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда. Храм был построен в 1754 году тщанием графа Александра Ивановича Шувалова. В 1913 году стараниями местного помещика Шлиппе при храме был выстроен дом для псаломщика, а священник жил в помещении, принадлежавшем тому же помещику, бесплатно. Храм находился в четырнадцати верстах от города Вереи и полуверсте от Ризоположенской церкви. При приходе были церковноприходская школа в деревне Паново и земская школа в деревне Сотниково.
В 1903-1904 годах отец Александр был законоучителем в Сотниковской земской школе, а с 1904 года - законоучителем и заведующим Пановской церковноприходской школы. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета.
За простоту в обращении и милосердие отец Александр был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.
В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, подобный антихристианским эдиктам языческих императоров Рима, ставивших своей целью уничтожение Церкви. Декрет советской власти запрещал любую форму проповеди, что подразумевало даже и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали.
Местные власти потребовали и от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
В Верейском районе особой жестокостью отличался тогда милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. В отместку из Москвы был послан отряд карателей-латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были самой жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. И только отречение от Бога могло спасти жизнь.
Священномученик Феодор родился в семье священника Николая Ремизова. Он был рукоположен во священника к Ризоположенской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Деревянная церковь была построена в 1791 году графиней Екатериной Александровной Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой - во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Домов для священника и псаломщика не было, и они жили в наемных сырых и холодных крестьянских избушках. Помещения эти, как сообщают об этом клировые ведомости, были ниже всякой критики, но, "за неимением других свободных, приходилось причту с семействами ютиться в таких". До 1917 года в Ризоположенском храме служил брат отца Феодора, священник Александр Ремизов. У них с женой Александрой Емельяновной было шестеро детей; жить семье было негде, и отец Александр перевелся на другой приход, а на его место пришел служить его брат, у которого детей не было.
14 ноября 1918 года в селе отмечался престольный праздник - память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.
В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд латышей. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его.
Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены.
Узнав, что отец Александр дома, каратели послали к нему фельдшерицу, чтобы она пригласила его в сельсовет.
- Зачем я пойду? - прямо и просто ответил священник. - Я ни в чем перед властью не виноват.
- Как хотите, - ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.
Жена отца Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь.
Отец Александр открыл, и сразу же вооруженными латышами наполнился дом; они потребовали:
- Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.
- Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, - ответил священник.
- Но начальник не может ждать! - со злобою и угрозами ответили они отцу Александру и сами стали брать и зажигать свечи потолще.
Делать нечего, да будет воля Твоя! Помолившись, отец Александр надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу.
Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок, и из тьмы светом, символом земной чистоты, разливалась вокруг белизна. Держа горящие свечи, палачи вели отца Александра по направлению к сельсовету - участь его была решена. Как живого покойника, предназначенного для погребения, сопровождало его кощунственное шествие истязателей. Им хотелось надругаться над ним, осыпать насмешками, но они не смели, смутились, въяве ощутив благодатную силу идущего рядом священника.
На пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
- Тогда надо помолиться, - сказал отец Александр.
- Молись, - разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Блаженна и свята кончина мучеников, и светозарен непорочный Христов жребий. Получив уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мученического венца, и даже о ближайшей участи палачей, отец Александр сказал:
- Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
Но диво! Священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к отцу Александру вплотную, ударом в сердце умертвил его.
После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая - в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать: таково было впечатление от убийства безвинных священников, что каратели спешили покинуть скорей место казни.
Крестьянам в деревне они говорили:
- Ну и поп, этот Александр, никогда еще таких мы не видели.
И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил.
Слова отца Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
Свидетелями мученической кончины священников явились некие горожане, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, но как только каратели уехали, опрометью бросились бежать, лишь через некоторое время рассказав, как было дело.
На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, отец Феодор уже скончался.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
В двадцатых годах дом священника был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография отца Александра, обгоревшая по краям.
Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года и с тех пор все, прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников, получали ее от сих скорых ходатаев и заступников.
Священномученики Александр и Феодор были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове, где в 2001 году был освящен придел во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских.
Память священномучеников Александра и Феодора совершается в день их мученической кончины 1 (14) ноября, в день обретения их святых мощей 25 сентября (8 октября), а так же в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
Составитель - игумен Дамаскин (Орловский)
Источники, использованные при составлении жития:
1. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 2. Тверь, 1996. С. 401-404.
2. ЦИАМ. Ф. 2090, оп. 1, д. 1, л. 11-15, 22-25.


Комментариев нет:

Отправить комментарий